Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин утвердил новые правила перспективного развития электроэнергетики в нашей стране. Постановление Правительства РФ № 2556 «Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» было принято 30 декабря 2022 года.
В постановлении Правительства РФ отмечается, что разрабатываются следующие документы, определяющие перспективу развития отечественной электроэнергетики: 1) генеральная схема размещения объектов энергетики; 2) схема и программа развития.
Организация российской электроэнергетики по новым правилам ориентирована на существенное улучшение условий энергогенерации, энергоснабжения и энергопотребления. В основе предложенных в правительственном постановлении правил перспективного развития электроэнергетики лежат весьма важные принципы. Они таковы.
1. Единство подходов к планированию развития электроэнергетики на территории Российской Федерации.
2. Учет прогноза социально-экономического развития нашей страны при прогнозировании потребления электроэнергии и мощности на перспективные периоды.
3. Оптимизация топливно-энергетического баланса электроэнергетики с учетом комплексного развития энергетической инфраструктуры и требований законодательства РФ в области ограничения выброса парниковых газов.
4. Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей и оптимальное размещение объектов энергетического хозяйства в целях минимизации затрат на обеспечение потребностей экономики и населения РФ в электроэнергии и мощности. Это следует учитывать при разработке генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, для чего необходимо формирование перспективных балансов электроэнергии и мощности. Также это следует принимать во внимание при выработке технических решений, направленных на обеспечение удовлетворения перспективных потребностей экономики и граждан нашей страны в электроэнергии с учетом потребностей в тепловой энергии. Предполагается многовариантность оптимизационных расчетов на основе критерия минимизации совокупного дисконтирования затрат на соответствующий перспективный период.
5. Определение технической эффективности планируемых решений, связанных с перспективным развитием электроэнергетики, с помощью исследования функционирования электроэнергетических систем на основе математического моделирования, для чего необходимо проводить расчет энергетических режимов, статической устойчивости и балансовой надежности, определять соответствие планируемых технических решений по развитию электроэнергетических систем.
6. Определение экономической эффективности планируемых технических решений, направленных на перспективное развитие электроэнергетики, и оценки стоимости их реализации.
7. Согласованность решений, связанных с развитием работающих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии объектов по производству электроэнергии.
8. Согласованность решений, ориентированных на развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети, на размещение объектов по производству электроэнергии, развитию электроэнергетических систем субъектов РФ. Это касается и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
Предполагается координация технических решений по строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и выводу из эксплуатации объектов по производству электроэнергии и объектов электросетевого хозяйства. Будет определяться планируемый срок реализации указанных технических решений.
Обращается внимание на необходимость рациональной структуризации генерирующих мощностей с учетом пропускной способности межсистемных связей.
9. Прогнозирование объема производства и потребления электроэнергии и мощности на перспективу при формировании балансов электроэнергии и мощности на соответствующие перспективные периоды с описанием структуры генерирующих мощностей с прогнозированием объемов импорта (экспорта) электроэнергии.
10. Учет требований обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Для этого необходимо формирование перечня технических решений, соответствующих требованиям доктрины энергетической безопасности нашей страны и требованиям Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ № 937 от 13 августа 2018 года.
Разработку документов, определяющих перспективное развитие электроэнергетики нашей страны, осуществляет система операторов на основе исходных данных, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, от органов исполнительной власти субъектов РФ, Государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом», субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии.
Документы, связанные с перспективным развитием электроэнергетики в Российской Федерации, до их утверждения выносятся на общественное обсуждение, в ходе которого смогут представить свои идеи, связанные с производством электрической энергии, с ее передачей и потреблением ведомства.
Генеральная схема размещения объектов энергетики России разрабатывается на 18 календарных лет начиная с года ее утверждения. Схема начнет внедряться с 01 января 2025 года. Она будет утверждаться Правительством РФ каждые 6 лет не позднее 01 декабря календарного года, предшествующего долгосрочному периоду, на который была разработана генеральная схема. Отчет о возведении зафиксированных в генеральной схеме объектов электроэнергетики готовится каждые
3 года.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики разрабатывается для всей территории РФ с детализацией по каждой синхронной зоне и по каждой технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе.
При разработке генеральной схемы учитываются энергетическая стратегия РФ, прогноз социально-экономического развития нашей страны на долгосрочный период, генеральные схемы развития топливно-энергетической и транспортной отраслей, схемы и стратегии развития энергетического машиностроения, электротехнической отрасли, прогноз научно-технологического развития РФ, документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России и требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
Внедрение генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики направлено на достижение ряда масштабных целей. Они таковы.
1. Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей и объектов энергосетевого хозяйства. Это позволит обеспечить перспективный баланс производства и потребления электроэнергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России (ЕЭС России).
2. Предотвращение прогнозируемых дефицитов электроэнергии и мощности наиболее эффективными способами с учетом предполагаемых режимов работы электроэнергетических систем и необходимости обеспечения нормативного уровня балансовой надежности с обоснованием размещения объектов электроэнергетики на основе критерия минимизации совокупных дисконтированных затрат на производство, передачу и распределение электроэнергии (мощности) в долгосрочной перспективе.
3. Определение основных направлений размещения линий электропередачи и энергорайонов размещения подстанций, которые относятся к межсистемным связям. Эти подстанции обеспечивают баланс производства и потребления электроэнергии и мощности по синхронным зонам в рамках ЕЭС России и нормальный электроэнергетический режим работы всей Единой энергетической системы нашей страны, а также технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Кроме того, определение основных направлений размещения линий электропередачи и районов размещения подстанций необходимо для выдачи мощности новых электростанций.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики содержит в своем составе следующее: 1) долгосрочный прогноз потребления электроэнергии и мощности по ЕЭС России, синхронным зонам и технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам на долгосрочный период; 2) балансы мощности и балансы электроэнергии по каждой синхронной зоне и по каждой технологически изолированной электроэнергетической системе; 3) перечень планируемых к строительству и вводу в эксплуатацию ГЭС и гидроаккумулирующих электрических станций с установленной мощностью каждой из них в 100 мегаватт и более, а также перечень атомных электростанций с указанием места расположения, количества и типа энергоблоков и с распределением по каждому году долгосрочного планирования; 4) перечень планируемых к строительству и вводу в эксплуатацию объектов по производству электроэнергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 5) перечень существующих АЭС, ГЭС и гидроаккумулирующих электрических станций, в отношении которых планируется в долгосрочном периоде изменение установленной генерирующей мощности на 100 мегаватт и более в отношении каждой из электростанций.
Принципиальной новацией является оценка экономических последствий реализации технических решений в соответствии с генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики в нашей стране. Оценка экономических последствий реализации технических решений предполагает следующее: 1) прогнозные объемы капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объектов по производству электроэнергии в целом по ЕЭС России с детализацией по типам таких объектов (учитывается используемый в каждом из них тип первичного энергоресурса); 2) прогнозные объемы капитальных вложений в развитие объектов электросетевого хозяйства с номинальным классом напряжения, равным или превышающим 330 киловольт (для синхронных зон), и с номинальным классом напряжения, равным либо превышающим 220 киловольт (для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; 3) оценку ценовых и тарифных последствий реализации технических решений, предусмотренных проектом генеральной схемы на шестой, двенадцатый и восемнадцатый годы периода долгосрочного планирования.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в первые 6 лет в рамках периода долгосрочного планирования должна соответствовать прогнозным показателям и решениям, заложенным в проекте схемы и в программе развития, разработанных и утвержденных на соответствующий период. В последующие периоды возможно внесение изменений с учетом тех или иных обстоятельств.
Разработка генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики осуществляется на основе исходных данных, предоставляемых системному оператору федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергетике «Росатом», органами исполнительной власти субъектов РФ, субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.
Правительство РФ до 01 декабря года утверждения генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики рассматривает ее проект и представленный уполномоченным органом проект Распоряжения Правительства РФ об утверждении данной схемы и утверждает генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на долгосрочный период.
Актуализация генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики осуществляется однократно в течение всего долгосрочного периода, на который утверждена генеральная схема. Изменения, внесенные в схему по результатам ее актуализации, утверждаются Правительством РФ до 01 декабря третьего года в рамках долгосрочного периода, на который утверждена генеральная схема размещения объектов электроэнергетики нашей страны.
Для проведения общественного обсуждения генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики РФ системный оператор не позднее 20 августа года утверждения генеральной схемы размещает на открытом доступе на своем официальном сайте в сети Интернет или на специализированном портале обсуждаемый проект генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики РФ.
После завершения общественного обсуждения генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики РФ системный оператор в течение 30 дней со дня после дня завершения обсуждения рассматривает замечания и предложения к проекту генеральной схемы, поступившие в установленный срок, формирует сводку замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения, и размещает информацию на своем официальном сайте в сети Интернет либо на специальном портале с предоставлением открытого доступа для ознакомления с информацией.
Подведем итоги.
Обновленные правила разработки и утверждения документов, определяющих перспективное развитие электроэнергетики, будут способствовать оптимизации строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей.
Новая двухуровневая система планирования перспективного развития заменит действовавшую с 2010 года в отрасли трехуровневую модель.
Принятое 30 декабря 2022 года правительственное постановление определяет обязательные требования к содержанию документов, определяющих перспективное развитие электроэнергетики и устанавливающих порядок разработки генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики РФ, ее общественного обсуждения и утверждения.
Обязательной станет оценка экономических последствий принимаемых решений.
Централизация функций по разработке программных документов позволит:
1) проводить единую техническую политику;
2) обеспечивать скоординированность федеральных и региональных планов развития;
3) повышать качество планирования развития электроэнергетики нашей страны и экономическую эффективность технических решений.
При подготовке статьи были использованы материалы сайта Правительства Российской Федерации.
Материал подготовил Д. А. Парамонов